Тел.: +7 (495) 642-33-88
Новости
План повышения квалификации персонала: как управлять карьерой сотрудников и развитием компании 11.08.2015

Профессионализм и высокая квалификация кадрового состава относятся к числу обязательных условий, выполнение которых гарантирует предприятию экономическую эффективность и конкурентоспособность. Это означает, что сотрудники должны постоянно повышать уровень своих знаний и приобретать новые навыки, использовать в своей работе инновационные методы и технологии, иными словами – повышать свою квалификацию. Но этот процесс должен быть систематическим и плановым, что позволит оптимизировать расходы предприятия и превратить их в долгосрочные инвестиции.

Чтобы обеспечить компанию кадрами для решения стратегических задач, можно пойти несколькими путями:

Искать новых специалистов, имеющих нужное образование и квалификацию;
Обучать своих сотрудников с отрывом от производства;
Переобучать с одновременной ротацией кадров внутри предприятия;
Повышать квалификацию работников, что подразумевает углубление уже имеющихся знаний и приобретение дополнительных необходимых навыков.
Но, поскольку необходимость в новых специалистах чаще всего обусловлена модернизацией и внедрением новых технологий, найти нужных профессионалов на рынке труда в достаточном количестве бывает затруднительно. Возможность дать нужное образование своим сотрудникам связана со значительными временными и финансовыми затратами, да и с высокими рисками, поскольку нет гарантии, что специалист, получив образование, останется работать на предприятии. Переобучение также не всегда гарантирует, что сотрудник справится с новыми профессиональными обязанностями. Поэтому повышение квалификации – оптимальный способ привести кадровый потенциал в соответствии с реальными потребностями производства. Для работодателя этот способ позволяет минимизировать расходы и уже через 1-3 месяца получить специалиста нужной квалификации. Для работника повышение квалификации является прекрасной мотивацией, поскольку, кроме повышения зарплаты, позволяет ему удовлетворить естественную потребность в развитии, высоком общественном статусе.

С чего начать планирование повышения квалификации персонала?
Система управления персоналом, в задачи которой входит и обучение сотрудников, будет работать эффективно, если обеспечить системный подход к решению насущных вопросов. Поэтому процесс повышения квалификации основывается на долгосрочном планировании с учетом текущих и будущих потребностей компании, а также имеющегося кадрового потенциала. Большое значение имеют и финансовые возможности предприятия, поскольку курсы повышения квалификации, как правило, проводят сторонние организации, имеющие лицензии на подобную образовательную деятельность, а, значит, и соответствующую материально-техническую и педагогическую базу. На крупных предприятиях обучение проводится силами самой компании, что позволяет конкретизировать программу обучения и сократить издержки на него. При внутренней форме повышение квалификации можно организовать по индивидуальным планам, что максимально повышает эффективность обучения.

HR-служба (или специализированное агенство) должна рассчитать потребность в высококвалифицированных кадрах по каждой специальности, определить цели и методы обучения персонала и организовать учебный процесс так, чтобы не было ни сбоев, ни накладок. На основе оценки компетенций необходимо определить, какие знания и навыки должны получить сотрудники в процессе повышения квалификации, какой срок потребуется им на то, чтобы их освоить в полном объеме. Программы обучения должны составляться с учетом этих данных. Образец программы повышения квалификации образовательное учреждение, если оно будет привлечено в качестве подрядчика,  должно обязательно согласовать с руководством компании.

С сотрудниками, которые будут посещать курсы повышения квалификации, в некоторых случаях может быть заключен договор. Образец договора на повышение квалификации, но унифицированной формы на такой документ не существует, поэтому работодатель может разработать ее самостоятельно.

Какие сведения содержит образец плана повышения квалификации персонала
Составляя план повышения квалификации персонала, необходимо учитывать многое: значимость должностей, уровень квалификации, личные планы сотрудников и производственные планы структурных подразделений. Кроме того, нужно иметь представление об объемах получаемых знаний и потребностях работодателя, поскольку от этого будет зависеть продолжительность занятий. Они могут быть:

краткосрочными (не менее 72 часов), на которых рассматриваются конкретные производственные вопросы, по их результатам сдается экзамен или зачет;
тематическими семинарами (от 72 до 100 часов), на таких занятиях рассматриваются отраслевые проблемы, участникам выдаются соответствующие удостоверения;
долгосрочными курсами (от 100 часов и более), посвященными углубленному изучению актуальных проблем отрасли, предприятия, подтверждением прохождения такого обучения является свидетельство о повышении квалификации.
План повышения квалификации может содержать сведения о фамилии и инициалах сотрудника, структурном подразделении, занимаемой должности, форме повышения квалификации, сроке и месте проведения курсов. В него может быть включена графа с отметкой о прохождении курсов повышения квалификации и примечание, к которой описывается результат обучения, применении полученных знаний на практике. Утвержденной централизованно формы такого плана нет, поэтому на предприятии может быть разработан свой образец. Планов повышения квалификации в компании может быть несколько – по должностям, по структурным подразделениям или по профессиональной специализации. Такие план составляются с учетом установленной на предприятии периодичности обучения, обычно, она составляет 3-5 лет.

hr-director.ru

Вернуться к списку новостей